УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ ИЛИ ПРОБЛЕМЫ НОТАРИАЛЬНОГО ПРИЕМА

"Господи, дай мне терпения не пытаться изменить то, чего я не в силах изменить, мужества, изменить то, что могу, и мудрости всегда отличать одно от другого!"

Ф.К. Этингер


Юрист, психолог и священник в одном лице, о ком еще кроме нотариуса можно так сказать. Кто, если не нотариус, применял примирительные процедуры, исходя из смысла бесспорности нотариального производства еще до законодательного закрепления самого термина "медиация"?

Разве может судья, прокурор, адвокат или регистратор прав работать в таком ежедневном темпе как нотариус! Любой из перечисленных выше специалистов имеет в запасе время для вынесения решения или постановления, составления иска или регистрации права. Нотариус практически все действия совершает в день обращения в присутствии самого гражданина и под неусыпным взором следующего посетителя, "всегда опаздывающего на работу или самолет".

Попробуйте объяснить внезапно собравшимся в конторе пяти клиентам, что заверить десять копий, удостоверить две доверенности и оформить наследство за полчаса нереально. Сколько раз в день слышат нотариусы: "Да мне только печать шлепнуть" или "мне всего лишь бумажку получить".

Неуважение к документу, незнание нотариальной процедуры и, как следствие, негативное отношение к самому нотариусу - это, конечно, пробелы воспитания, образования и культуры, которые за время пребывания в нотариальной конторе не восполнить.

Так как же в таких условиях оказать гражданину правовую помощь с соблюдением действующего законодательства, правил делопроизводства и этики делового общения?

Как не вызвать гнев посетителя, для которого главными критериями недовольства работой нотариуса являются "2Д" - долго и дорого? Из самых лучших побуждений нотариальные палаты настоятельно рекомендуют нотариусам размещать на стендах в своих приемных огромное количество информации: от размера тарифов и графика приема до перечней документов, необходимых для совершения нотариальных действий. Психологи, заботливо предлагают методы профилактики эмоционального выгорания нотариусов, а сами нотариусы, тем временем, ежедневно один на один борются с социальным стереотипом восприятия своей профессии.

Кто он? Частный предприниматель или чиновник, действующий от имени государства; работодатель, имеющий штат сотрудников, или работник, лично обязанный выполнять все правила делопроизводства; высококвалифицированный юрист или клерк, сшивающий и опечатывающий документы?

Нотариус - это гибрид, непонятный даже налоговым органам. С одной стороны, он - физическое лицо, подлежащее налогообложению, как предприниматель, с другой - организация, обязанная иметь штатное расписание.

Частный практик, находящийся на самофинансировании, и, в тоже время, государственный чиновник, не имеющий права отказать в предоставлении льготы. Возможно, новый закон о нотариате и нотариальной деятельности внесет наконец-то ясность: определит статус нотариуса и регламентирует нотариальный процесс. Однако жить и работать нотариус должен в соответствии с тем законодательством, которое дано ему сегодня.

Восполнять пробелы закона нотариальной практикой и рекомендациями нотариальных палат удается далеко не всегда, а соответственно, решать проблемы организации нотариального приема.

Примерное положение о замещении временно отсутствующего нотариуса, разработанное Федеральной нотариальной палатой установило закрытый перечень уважительных причин отсутствия нотариуса на рабочем месте, при котором допускается передача его полномочий помощнику. Однако, осуществление нотариусом хозяйственной деятельности, посещение налоговых органов, местной администрации и других организаций в утвержденный перечень не включено. Вопрос о том, как в таких условиях руководить деятельностью конторы, остается открытым.

Вряд ли удастся нотариусу избежать возникновения конфликта со стороны граждан по поводу вынужденного ожидания, даже если он потратит на комфорт и интерьер нотариальной конторы весь свой доход. Увы, его добрые намерения создать благоприятную атмосферу посетителям разбиваются о завистливые подсчеты: "Сколько же все это стоит! А ведь все за наши деньги!". Однажды в уютной приемной нотариуса молодые люди, мрачно разглядывая цветы и картины, едва не лопнули от количества выпитой из кулера воды. Оказалось, это была своеобразная месть: "Хорошо живет нотариус, давай его хоть на воду разорим". Чего стоит реплика возмущенной дамы: "И зачем мне ваши кресла и цветочки, лучше бы обслуживали быстрее".

Как будто нотариус не документы кропотливо оформляет, а колбасу нарезает или муку взвешивает. Как можно рассчитывать на уважение граждан, если даже министерство юстиции фактически сравнивает нотариуса с продавцом, объявляя о проведении "закупки нотариальных услуг"?

Интересно, а как выглядит "закупка судебных и адвокатских услуг"?

К сожалению, в условиях отсутствия правовой культуры населения, не будет эффективна и многочисленная информация, размещенная на стендах в офисах нотариусов. Зачем читать, если можно беспрепятственно войти в кабинет, задать вопрос, и не важно, что в эту минуту идет оформление документов. На просьбу подождать приглашения, нотариус обязательно услышит недоуменное восклицание: "Да мне же только спросить!".

Конечно, можно в приемной поставить ресепшен с очаровательным секретарем, но в этом случае, конторы должны быть более просторными, а секретарь дорогостоящим квалифицированным специалистом с высшим юридическим образованием.

Критерием недовольства граждан, как уже сказано выше, является не только "долго", но и "дорого". Штрафы ГИБДД, судебные пошлины, и стоимость регистрации прав в росреестре не обсуждаются, однако все, что стоит у нотариуса больше ста рублей уже дорого. Признать право собственности на имущество стоимостью 1 млн. рублей в судебном порядке за 13 тысяч 200 рублей - нормально, а оформить это же имущество в порядке наследования у нотариуса за 3 тысячи рублей - неоправданно дорого.

Сегодня экономически не обоснованы не только нотариальные тарифы и правовая работа нотариуса, но и его профессиональный риск.

Выезд нотариуса на дом к больному, особенно для удостоверения завещания, бывает весьма опасным мероприятием. Порой наследники готовы завладеть желанным документом любой ценой, даже с применением силы.

Не меньшая опасность подстерегает нотариуса и в собственном офисе, например, когда документ подписывает больной с открытой формой туберкулеза.

Любой сегодня беспрепятственно может войти к нотариусу, чего не скажешь о суде, прокуратуре или администрации, где пропускная система официально предусмотрена. Безопасность же нотариального приема, его бесконфликтность полностью зависит только от собственных психологических способностей и материальных возможностей нотариуса.

В отличие от судебных, следственных и административных органов, процессуальные действия которых законодательно закреплены, нотариусы до сих пор совершают нотариальные действия без регламентированной законом процедуры.

Семнадцать лет все ждали документ, который заменит инструкцию по делопроизводству, надеялись, что наработанная за столько лет практика будет обобщена и сформирована в Правила соответствующие современному законодательству.

К сожалению, с принятием новых Правил нотариус, превратился в многорукого индийского бога Шива, который жонглирует немыслимым количеством реестров, книг и журналов, выдает расписки за каждый принятый документ, вновь и вновь расшивает и сшивает тома нотариальных нарядов. Даже регистрация нотариального действия теперь занимает вдвое больше времени, чем в недавнем прошлом. Запуганные всеми видами ответственности, нотариусы боятся вносить записи в реестр, путаясь в их количестве и назначении. А ведь их рабочее время не ограничивается приемом граждан. В ущерб здоровью и своим семьям им ежедневно, до позднего вечера, приходиться списывать наследственные дела в архив, составлять сведения в ИФНС, отвечать на письма и запросы, вносить сведения в еНОТ и т.д., и т.п.

В таких условиях эмоциональные срывы неизбежны. Психологические нагрузки, которые испытывают нотариусы сегодня, по мнению специалистов, приводят к падению общего энергетического тонуса организма и развитию феномена "отравления людьми" . Часто нотариусы после напряженного рабочего дня не могут начать общение с близкими людьми без получасового уединения. Состояние "выжатый как лимон" знакомо каждому сотруднику нотариальной конторы. Чтобы предотвратить этот процесс, необходимо развивать "эмоциональный интеллект", то есть способность понимать собственные чувства и умение контролировать эмоции. Еще Аристотель говорил: "Каждый может проявить свой гнев - это просто. Однако показать свой гнев кому следует, в должной мере, в нужное время, по делу и адекватно ситуации - это уже не просто".

Древние греки полагали, что стоически переносить удары судьбы и любые жизненные невзгоды - дар богов. Сегодня с помощью методов психологической саморегуляции можно научиться эффективно и самостоятельно противостоять стрессам, управлять своей жизнью и формировать позитивный взгляд на мир .



Страницы: 1 | 2 > | >>