А.Ю. Иванова,
нотариус Новороссийского нотариального округа,
кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России


Взаимодействие нотариусов и профессиональных оценщиков в обеспечении защиты наследственных прав граждан


Более 8 лет прошло после принятия и введения в действие III части Гражданского кодекса Российской Федерации. Сегодня детально урегулированы основные институты наследственного права, созданы необходимые правовые гарантии свободы завещательной воли, защиты интересов семьи наследодателя, законности наследования отдельных видов имущества.

Однако правоприменительная практика показывает, что по-прежнему актуальным остается целый ряд вопросов, касающихся защиты наследственных прав граждан. Один из таких вопросов связан с оценкой наследственного имущества.

Определение стоимости наследственного имущества является обязательной стадией при ведении наследственного дела, так как наследственные отношения - это имущественные отношения, одной из особенностей которых является их стоимостный характер. Кроме того, стоимость наследственного имущества имеет значение не только для самих наследников, их кредиторов, но и для иных заинтересованных лиц, в том числе для государства. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единообразие в вопросах правового регулирования оснований определения стоимости наследственного имущества и, прежде всего, недвижимого имущества. Это связано с принятием Федерального закона № 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Данный Федеральный закон вносит дополнения в подпункт 5 пункта 1 ст. 333.25 НК РФ, в соответствии с которыми по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть предоставлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданной организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подпунктах 7-10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика предоставления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае предоставления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

Такой подход, позволяющий в каждом отдельном случае устанавливать и применять то инвентаризационную, то рыночную стоимость влечет за собой возможность искусственного занижения стоимости наследственного имущества.

В чем же заключается опасность занижения стоимости наследственного имущества?

1. При определении обязательной доли занижение стоимости наследуемого имущества или его части приводит к ущемлению прав нетрудоспособных граждан и возникновению судебных споров, так как обязательная доля в соответствии со ст. 1149 ГК РФ исчисляется из общей суммы наследственного имущества.

2. Так как наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества (ст.1175 ГК РФ), то при занижении суммы наследства сумма возмещения долга не будет соответствовать реально получаемому наследниками имуществу.

3. В пределах стоимости наследственного имущества погашается задолженность по налогам наследодателя, следовательно, заниженная стоимость имущества искусственно уменьшит возмещение налоговой задолженности (ст.44 гл. 8 НК РФ).

Таким образом, законодатель забывает о том, что палка, как известно, имеет два конца, поэтому искусственно заниженная стоимость наследственного имущества, с одной стороны, снижает бремя нотариального тарифа, а с другой ущемляет право обязательных наследников на получение имущества по его реальной стоимости, а также уменьшает сумму налоговой и кредиторской задолженности наследодателей.

Не менее актуальными в нотариальной деятельности остаются вопросы оценки отдельных видов наследственного имущества, таких как имущество предприятий, акций, право получения рентных платежей, авторские права.


Наследование предприятий.

Для выдачи свидетельства о праве на наследство на предприятие нотариусу представляются акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включенных в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размеров и сроков требования.

Инвентаризация - это не только проверка фактического наличия числящихся на балансе ценностей (материальных и нематериальных активов) предприятия и их сохранности, описание основных признаков и определение текущего состояния, но и один из способов оценки состава предприятия. Инвентаризация должна быть полной, т.е. касаться всего имущества, всех долгов и прав требования, включаемых в состав предприятия, даже тех, которые не подлежат передаче наследнику. Акт инвентаризации дополняется заключением независимого аудитора о составе и финансовом состоянии предприятия, а также о стоимости предприятия, но не балансовой, а рыночной. Согласно Закону об оценочной деятельности под рыночной стоимостью предприятия понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции (ст. 3).

Проведение инвентаризации, аудиторской проверки, оценки предприятия и иных действий при подготовке документов, необходимых для получения свидетельства о праве на наследство на предприятие, требует от наследников значительных усилий и затрат, так как на основании свидетельства о праве на наследство на предприятие наследнику передаются все права, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, услуги, исключительные права на объекты творческой деятельности. В связи с этим наследнику необходимо отдельно зарегистрировать этот переход в соответствии с требованиями авторского, патентного законодательства, законодательства о товарных знаках и знаках обслуживания. При решении вопроса о передаче в составе предприятия объектов недвижимого имущества наследнику необходимо совершение действий по государственной регистрации прав на них. Также целый комплекс юридически значимых действий предстоит совершить наследнику предприятия для перевода на него прав по использованию природных ресурсов.

Для выполнения всех требуемых для вступления в наследство действий наследнику необходимо не только тесное взаимодействие с профессиональным оценщиком, но и доступ к документам предприятия. Однако нотариальная практика показывает, что добиться получения требуемой документации для оценки не всегда возможно. Для преодоления препятствий, чинимых органом управления наследуемого предприятия, и защитой своих прав наследники вынуждены обращаться в суд, где чаще всего право собственности признается путем вынесения судебного решения, а оценку проводят судебные эксперты. Расходы наследников в этом случае возрастают в несколько раз.


Наследование акций и доли уставного капитала.

Акции акционерных обществ и доли в обществах с ограниченной ответственностью все чаще становятся предметом наследования. Оценка этого вида имущества необходима нотариусу для взыскания тарифа или госпошлины.

Оценка акций - процедура достаточно сложная и дорогостоящая.

При оформлении наследства на акции или долю в уставном капитале наследник, как правило, не обладает никакой информацией или документами по предприятию, чьи акции он получил в наследство. Следовательно, оценщику приходится самостоятельно получать необходимые данные.

Когда проводятся торги акций на открытом рынке ценных бумаг (котируются на бирже), то информация по таким предприятиям легкодоступна - согласно закону, открытые акционерные общества обязаны публиковать свои балансы и отчеты о прибылях и убытках в рамках программы раскрытия информации. Оценщик в данном случае может собрать необходимую информацию по акционерному обществу из открытых источников.

Более сложный случай, когда акции предприятия не котируются на фондовом рынке. В этом случае перед оценщиком встает задача собрать хотя бы минимальную финансовую документацию по предприятию (баланс и отчет о прибылях и убытках). Право требовать эти документы оценщик у предприятия не имеет, поэтому, если заказчик оценки не может содействовать получению такой информации, то проведение оценки становится невозможным. Та же ситуация возникает и в случае оценки долей в обществах с ограниченной ответственностью (ООО) при оформлении наследства, а также при заключении договора купли-продажи.

Проблема оформления наследования акций заключается не только в невозможности получения необходимой информации, но и в несоразмерной разнице между высокой стоимостью услуг оценщика и стоимостью наследуемых акций. По этой причине наследники чаще всего отказываются получать свидетельство о праве на наследство.




Страницы: 1 | 2 > | >>