Лицензия №223 от 4.05.2001 адрес: г. Новороссийск., ул. Видова, 65. телефон 8(8617)67-12-03 Лицензия №223 от 4.05.2001, г. Новороссийск., ул. Видова, 65., т. 8 (8617) 67-12-03

Статьи, публикации

Морской протест - метод защиты интересов судовладельца

Мировой океан - это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Интенсивное развитие торгового мореплавания неизбежно повлекло за собой образование и совершенствование определенных форм и методов защиты интересов морского перевозчика (судовладельца) и владельца перевозимых грузов. В практике торгового мореплавания сформировался обычай, согласно которому капитаны судов заявляли заинтересованным лицам о независимых от экипажа происшествиях в рейсе, повлекших утрату или повреждение грузов. В родосском праве, в Сборнике обычаев и правил, применявшихся в западной части Средиземного моря, и др. этот обычай нашел правовое отражение. Процедура времен становления морских перевозок, когда первым действием капитана, сошедшего на берег, становилось выражение недовольства разрушительным действием волн, штормовой погодой и другими неблагоприятными факторами, от которых судно и груз могли пострадать во время рейса, впоследствии приобрело термин "морской протест". Данный термин принят в практике морского торгового мореплавания как наиболее полно отражающий суть этого юридического документа. Морской протест как метод защиты прав и законных интересов судовладельца имеет международное значение, что отразилось в содержании норм, регулирующих процедуру его оформления. В основном законодательства разных стран признают за морским протестом одинаковую роль в защите интересов судовладельца. Однако в отношении сроков заявления морских протестов, места их оформления, процедуры рассмотрения, заявлений капитанов судов, выбора свидетелей имеются существенные отличия.

Нормы, посвященные морскому протесту, ранее были включены в первый российский сборник постановлений по морскому праву - Устав купеческого водоходства 1781 г., который содержал правила об авариях и обязанностях корабельщиков предпринимать определенные шаги для защиты интересов судо - и грузохозяина, в частности делать заявления о происшествиях. Впоследствии, при издании Устава торгового 1887, 1893, 1903 и 1909 гг., правила об оформлении морских протестов принципиальных изменений не получили. В России в начале XX в. официально признаются Йорк-Антверпенские правила 1890 г., изданные как приложение к Уставу торговому 1903 г. Законодательство о торговом мореплавании требовало, чтобы "общая авария" была официально удостоверена посредством так называемого морского протеста". Международное морское право и национальные законодательства предусматривают ряд обстоятельств, освобождающих судовладельца от ответственности за причинение вреда. Так, в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаментах, принятой в Брюсселе в августе 1924 г., указывается, что "ни перевозчик, ни судно не будут ответственны за потери или убытки, возникшие или явившиеся результатом немореходности, если эта немореходность не вызвана отсутствием должной заботливости со стороны перевозчика" (ст. 4). Освобождение перевозчика от ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза установлено Кодексом торгового мореплавания, а также законодательствами зарубежных стран.

Перевозчик, однако, освобождается от ответственности не безусловно, а только в случае, если докажет, что утрата, недостача, повреждение и другие виды причинения вреда произошли вследствие обстоятельств, которые не могут быть поставлены ему в вину (ст. 4 Брюссельской конвенции 1924 г.).

Обязанность доказывания таких обстоятельств лежит, прежде всего, непосредственно на капитане судна, так как согласно ст. 61 КТМ "капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца" и на него "возлагается принятие всех мер, необходимых для предотвращения всякого вреда судну и находящихся на нем людям и грузу".

Одной из особенностей института защиты интересов судовладельца является наличие в морском праве норм, предусматривающих право капитанов судов при определенных обстоятельствах заявлять морской протест. Если морской протест не будет совершен, то капитану и судовладельцу придется доказывать в судебном или арбитражном процессе те обстоятельства, которые могли бы найти полное отражение и подтверждение в своевременно заявленном морском протесте.

В действующих нормативных актах и специальной литературе правовое значение морского протеста рассматривается не однозначно. Так, при оформлении акта о морском протесте в нотариальном порядке фиксируются те события, факты и обстоятельства, которые сопутствовали происшествию и явились юридическим фактом, и вызвали возникновение обязательств из причинения вреда. Нотариус или другие должностные лица, имеющие право совершать нотариальные действия, при совершении этого юридического акта обязаны проверить достоверность данных, указанных капитаном в заявлении о морском протесте, путем сопоставления их с записями в судовом журнале и показаниями свидетелей - членов экипажа данного судна. При оформлении акта о морском протесте удостоверяются в установленном порядке обстоятельства происшествия и причины, вызвавшие его, а также информация об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах, что является подтверждением обстоятельств, действий, фактов.

Акт о морском протесте - документ, в котором излагаются краткие записи судового журнала, имеет обоснованные пояснения, подтвержденные показаниями свидетелей, является самостоя-тельным способом обеспечения доказательств. Доказательственное значение морских протестов признается не во всех государствах. Так, в странах, придерживающихся английской системы (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), за ним не признается доказательной силы в той мере, как это принято в государствах, следующих франко-романской и германской системам совершения морских протестов.

В отечественном законодательстве морской протест, в правовом отношении является важным способом обеспечения доказательств в целях подтверждения фактов, имеющих юридическое значение для разрешения судебных и арбитражных дел, связанных с мореплаванием. Согласно ст. 50 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений. Такое же требование содержится в ст. 53 АПК, а также в § 12 Правил производства дел в МАК. Суд или арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для суда или арбитража заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика). Морской протест - это самостоятельный способ обеспечения доказательств. Суд вправе обеспечить доказательства лишь по делу, принятому к своему производству (ст. 57 ГПК). Согласно ст. 71 АПК арбитражный суд, который принял к своему производству дело, также может обеспечивать доказательства по просьбе заинтересованного лица. Обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в судах (но которое еще не находится в производстве суда), может по просьбе заинтересованного лица производиться также нотариусом (ст. 102 Основ законодательства о нотариате РФ). Однако между обеспечением доказательств на основании заявления о морском протесте (ст. 394 КТМ) и обеспечением доказательств согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате имеется существенное различие. При рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза. Нотариус не направляет извещения о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам. Капитан и члены экипажа судна не предупреждаются нотариусом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.

В силу своего правового значения, порядка оформления, последствий применения морской протест занимает особое место среди многочисленных форм и методов защиты, прав и законных интересов судовладельца, применяемых в практике работы морского транспорта, и обладает определенными особенностями.

  1. Заявление о морском протесте подается до предъявления претензий и до возбуждения дела в суде или арбитраже.
  2. Его оформление осуществляется различными органами, имеющими право совершать нотариальные действия: нотариусами, должностными лицами консульских учреждений.
  3. Право заявления морских протестов предоставлено капитанам морских судов, командирам военных кораблей, капитанам несамоходных морских судов, если им предоставлено право подписывать коносаменты, а также капитанам речных торговых судов при плавании между морскими или между морскими и речными портами.
  4. Законом определен срок подачи заявления о морском протесте. Пропуск этого срока лишает капитана судна права на оформление морского протеста.
  5. Морской протест применим только на морском транспорте.
  6. Специфичность роли в деле защиты интересов судовладельца, в обязанностях и правах сторон в случае подачи заявления о морском протесте, т.е. перенос бремени доказывания на потерпевшую сторону (не перевозчик должен доказывать свою невиновность в повреждении груза, а грузовладелец вину перевозчика).
  7. Возможность подачи заявления о морском протесте как непосредственно, так и по радиотелеграфу (в случае отсутствия нотариуса в выходные или праздничные дни с целью соблюдения установленного законом срока). Время отправления радиограммы о морском протесте рассматривается как юридический акт, равносильный представлению заявления о морском протесте непосредственно.

Порядок составления нотариусами актов о морских протестах регулируется главным образом Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) от 30 апреля 1999 г. и Основами законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. При выполнении данного нотариального действия нотариусы также обязаны руководствоваться правилами, изданными на основании международных договоров и соглашений, в которых участвует Российская Федерация.

В соответствии со ст. 394 КТМ, в случае если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Происшествие, выступающее основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, может произойти как во время плавания, так и во время стоянки в порту. Большинство происшествий, в отношении которых возникает необходимость в оформлении морского протеста, происходит во время плавания. Например, утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, мер по спасанию человеческой жизни или имущества, пожара, военных действий, столкновения судов, посадки на мель и т.д. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт запрещен в результате карантина, блокады и т.п.

Заявление о морском протесте согласно ст. 395 КТМ делается: в порту Российской Федерации - нотариусу; в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Нотариусы принимают заявления капитана об имевшем место происшествии в соответствии со ст. 99 Основ законодательства о нотариате РФ. Заявления о морском протесте принимаются: от капитанов морских судов во время их плавания, как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям; от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы; от капитанов судов внутреннего плавания в случаях столкновения в морских или других водах с морскими судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами; от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов; от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Для заявления о морском протесте действующим законодательством (ст. 396 КТМ) предусмотрены следующие сроки: в порту - в течение 24 часов с момента происшествия; во время плавания судна - в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Законом определены ситуации, когда заявление о морском протесте может быть сделано с задержкой. В случае если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом после происшествия, во избежание значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае заявление о морском протесте должно содержать информацию об основаниях, по которым установленный законом срок нарушен. Время прибытия судна в порт устанавливается нотариусом по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта. Время происшествия - по записям в судовом журнале. При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, в целях обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления о морском протесте может быть начата только в случае крайней необходимости. Факт подачи морского протеста до открытия люков указывается в заявлении капитана, а затем в акте о морском протесте. Данный факт должен быть проверен по показаниям свидетелей и записям в судовом журнале. Сохранность пломб на грузовых люках нотариус лично проверять не обязан.

В заявлении о морском протесте капитан описывает обстоятельства происшествия и меры, принятые им для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Обстоятельства происшествия излагаются кратко и точно: шторм, перепады температуры и др., которые могли явиться причиной предполагаемой утраты, порчи или повреждения груза. Описание принятых мер представляет собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Акт о морском протесте составляется нотариусом на основании записей судового журнала, который является основным официальным документом, где объективно отражена непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.

Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте (время прибытия судна в порт, состояние люков до подачи заявления о морском протесте, наличие крайней необходимости выгрузки судна до заявления о морском протесте, обстоятельства происшествия, явившиеся причиной для заявления о морском протесте и меры, принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем и т.п.).

В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других данных - подробного заявления капитана об этих обстоятельствах и показаний свидетелей.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и печатью. Содержание показаний членов экипажа судна может иметь существенное значение, так как в процессе исполнения своих обязанностей на судне они могли быть очевидцами деталей или обстоятельств происшествия, не известных капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа в акте о морском протесте может лишить его доказательной силы. В качестве других членов экипажа могут быть допрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если они были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинность своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде. При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.

Акт о морском протесте должен содержать:

  • дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование нотариального округа;
  • фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, его принадлежность, приписку, регистрационный номер;
  • время прибытия судна в порт;
  • время поступления от капитана заявления;
  • дату представления судового журнала нотариусу капитаном для обозрения;
  • описание принятых мер (по заявлению капитана и записям судового журнала);
  • описание доказательств, исследованных нотариусом ("В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшествия самого капитана и членов экипажа судна, которые показали");
  • номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;
  • указание размера взысканного нотариального тарифа (30 000 руб. согласно Федеральному закону от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ");
  • подпись нотариуса и его печать.
  • Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна или уполномоченному лицу, другой экземпляр остается в делах нотариуса вместе с письменным заявлением капитана судна, выпиской из судового журнала и справкой капитана порта о прибытии.

Иванова А.Ю. Нотариус.-М:Юрист, 2006, №2


наверх